Стаффаж: что делают люди на архитектурных чертежах крепости? 

Автор текста: Наталья Зданевич 14.01.2021
Раздел библиотеки: 
Такие архивные материалы как планы, чертежи и карты о крепости можно изучать с разных сторон.

Прежде всего, они являются артефактом и документальным источником в теме развития инженерного фортификационного искусства. На примере этих материалов можно отслеживать конкретный период истории чертежа. Каждый документ создавался и подписывался вручную, поэтому материалы являются важным источниками истории письма, полно отражающими уровень и тенденции развития графики почерков на примере каллиграфии, как отдельной отрасли изобразительного искусства, и чертежных шрифтов XIX века. Колористическая основа – чертежи выполнялись цветной тушью и затем раскрашивались для обозначения различных материалов, чтобы показать внутреннее строение, давались условные разрезы. Благодаря краскам подчеркивался объем объекта. 

В этом материале мы рассказываем о людях, которых часто изображали на чертежах. В архитектуре это называется стаффаж (нем. staffage от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей, животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной среды – создающие фон, окружение, среду и подчеркивающие дополнительные детали для понимания масштаба и пропорций. 
Антураж и стаффаж в истории архитектурного чертежа.

Варшавский проезд. Из собраний РГВИА. Ф.349.оп.4.д. Фрагмент.

Одним из наиболее специфических видов изобразительного искусства является архитектурный рисунок – это любое графическое изображение проектирования или архитектуры, выполненное от руки. Архитектурный рисунок может рассматриваться как в качестве самостоятельного произведения, так и в качестве дополнения, например. В качестве такого дополнения могут выступать изображения людей, деревьев и пр. Такой архитектурный рисунок, оформленный в проектный чертеж, и называют стаффажем. 

Сперва понятие антуража появилось в архитектурной терминологии к середине XVIII века – незадолго до того, как в России появились архитектурные чертежи в их современном понимании. Несколько позднее ввелось понятие стаффажа. Наивысшего мастерства архитектурной графики достигли зодчие классицизма конца XVIII–XIX вв. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги и др. Личный, индивидуальный почерк автора отражался в манере изображения деталей рисунка, компоновке чертежа и способах раскрытия архитектурной идеи. Так, например, неповторимость работ Д. Кваренги выражается в скрупулезном рисованном изображении деталей антуража и стаффажа, выполненных кистью и пером, хотя нередко им свойственна композиционная «перегруженность» чертежа элементами графики. Для работ же некоторых его современников характерно минимальное количество, а порой и полное отсутствие деталей рисунка, шрифтовых или цифровых пояснений. Архитектор Д. Кваренги В конце XIX – начале XX вв. с появлением фотографии и кинематографа начали развиваться новые теории зрительного восприятия цвета. Для архитектурной графики данного периода характерна лаконичность, обобщенность и точность графического языка; локальность и предметность цвета, выраженные в новых приемах изображения антуража и стаффажа гуашью, темперой, лаком, бронзой. При изображении антуража широко применялись фотомонтаж и аппликация, повышающие скорость изготовления чертежей. Для мастеров архитектуры, таких как А.В. Щусев, братья Веснины, К.С. Мельников, Г.Б. Бархин и др., характерно экономное изображение среды: антураж если и привлекался, то лишь для выявления масштабности объекта или его связи со средой. Так, в работах М.Я. Гинзбурга крупные геометризированные объемы с большими поверхностями остекления, выполненные в технике покраски гуашью с четким рисунком оконных переплетов, сопровождаются деталями окружения, выполненными в аналогичном стиле (линейный контур и заливка гуашью). В различных проектах архитектора стаффаж представлялся в виде силуэтов человеческих фигур и изображений угловатых автомобилей.

Чертеж отходного места, очищающегося по способу Бергера. Западный редут. Из собраний ВИМАИВиВС. № 23_405-167. Фрагмент.

Александровские ворота. Из собраний РГВИА. Фрагмент.

Базилианская казарма.  Из собраний РГВИА. Ф349 оп. 4д1089. Фрагмент.

Николаевские ворота. Из собраний РГВИА. Фрагмент.

Свято-Николаевский храм. Из собраний РГВИА. Ф.349 оп. 4д787. Фрагмент.

Из собраний РГВИА. Ф13126 оп. 2д1099. Фрагмент.

Свято-Николаевский храм. Из собраний РГВИА. Ф.349оп4д786. Фрагмент.

Другие материалы Библиотеки