Юлиан Лисецкий и архитектурное преобразование Бреста в межвоенный период

Автор текста: Anna Tejszerska 16.07.2025
Раздел библиотеки: 
Адаптированный перевод статьи с. Анны Тейшерской (Anna Tejszerska) "Julian Lisiecki (1881–1945) – architect and restorer", опубл. в журнале Architectus, № 2(78)/2024. В тексте освещена деятельность архитектора, включая его вклад в развитие архитектурного наследия Бреста.

В статье впервые в цельном виде представлена многогранная профессиональная деятельность архитектора Юлиана Лисецкого – выпускника Технического университета в Карлсруэ, активного участника процесса восстановления польского архитектурного наследия и государственного строительства во Второй Речи Посполитой. Его биография включает как участие в реставрации памятников по всей стране, так и проектирование государственных поселений, школ, военных объектов и общественных зданий. Особое внимание в статье уделено деятельности Лисецкого в Бресте над Бугом (Brześć nad Bugiem) – городе, где он спроектировал целую колонию жилых домов для госслужащих, школы, а также руководил преобразованием сакральных и исторических объектов. Перевод выполнен с сохранением научного характера и ссылок на источники. Все изображения и схемы воспроизведены по оригинальному изданию. Перевод подготовлен для публикации на сайте www.breastheritage.by.

Юлиан Лисецкий (1881–1945): архитектор, реставратор, вошёл в историю архитектуры прежде всего как один из главных авторов колонии для чиновников в Бресте над Бугом (Brześć nad Bugiem), а также как создатель типовых проектов, опубликованных Гражданским комитетом по восстановлению деревень и городов (Obywatelski Komitet Odbudowy Wsi i Miast) после Великой войны. Менее известной остаётся его деятельность в составе Общества охраны памятников старины (Towarzystwo Opieki nad Zabytkami Przeszłości, ТОЗП), включая проекты реставрации костёлов и других исторических зданий, а также конкурсные предложения для современных общественных сооружений. За исключением упоминаний об отдельных реализациях [1, с. 233–236], [2], [3] и нескольких кратких текстов, посвящённых поселению в Бресте [4], [5], до настоящего времени не было публикации, обобщающей всю его профессиональную деятельность.

Целью данной статьи является восполнение этого пробела. Поскольку в рамках краткого исследования невозможно подробно проанализировать каждое направление творчества архитектора, задачей настоящего текста стало как можно более широкое очерчивание различных сфер его обширной профессиональной активности. Основанием для исследования послужили доступные архивные материалы – как графические, так и текстовые. Тщательный анализ специализированной профессиональной прессы периода 1904–1939 годов¹, а также изданий ТОЗП, позволил собрать и систематизировать значительный объём информации. Особую мотивацию к работе над темой дало получение доступа к двум дневникам архитектора², предоставленным авторке, которые часто являлись единственным источником, позволявшим заполнить пробелы в биографии героя статьи.

Дом и образование

Юлиан Лисецкий родился 28 января 1881 года в Александрове-Куявском (Aleksandrów Kujawski) и был младшим из семи детей. Его отец Матеуш, сын Антония и Текли (в девичестве Скорупская), происходил из шляхетского рода Лищки (Liszki) в Белоподлясском повете (powiat bialski). Мать, Пракседа (в девичестве Косьельская), родом из Познанского воеводства (województwo poznańskie) [6, с. 1]. В начале 1880-х годов семья Лисецких переехала в Скерневице (Skierniewice), где отец управлял буфетом на Варшавско-Венской железнодорожной станции. Первое образование Юлиан получил дома у частных преподавателей, затем — в государственной, а позже и в частной гимназии. Школьные годы были непростыми: будущий архитектор не соглашался с политикой поддержки оккупационных властей, что впоследствии лишило его возможности сдать выпускные экзамены – из-за доноса о его участии в подпольных занятиях по польской литературе. Это вынудило его устроиться на работу в Механический и чугунолитейный завод К. Рудзкого и Ко (K. Rudzki & Co.).

В 1898 году он поступил на Строительное отделение частной Технической школы им. Гиполита Вавельберга и Станислава Ротванда (Szkoła Techniczna Wawelberga i Rotwanda), которая была расформирована уже через год [7, с. 86]. Судьбоносным стало знакомство с Эдмундом Бурзацким (Edmund Burzacki) – студентом из Карлсруэ, который позднее стал инженером-электриком. Именно он вдохновил Юлиана на обучение в Техническом университете Карлсруэ (Karlsruher Technische Hochschule). Учёба в Карлсруэ стала, по словам самого Лисецкого, одним из самых светлых этапов его жизни. В курс дела его ввёл старший товарищ – Казимеж Вычиньский (Kazimierz Wyczyński, 1876–1923), с которым Лисецкий поддерживал дружбу всю жизнь. Именно он пробудил у Юлиана интерес к истории и памятникам, а также научил вместо фотоаппарата использовать альбом для набросков во время архитектурных экскурсий.

Начало проектной деятельности

Осенью 1904 года, сдав выпускные экзамены, молодой архитектор вернулся в Варшаву. Родители предлагали ему продолжить учёбу за границей, но из-за финансовых трудностей отца он решил остаться в стране, начать работать и помогать семье. Однако экономическая ситуация была крайне неблагоприятной.

«Строительная деятельность замерла. Я безуспешно обходил все известные бюро – на чертёжных досках не было ни одного заказа. Дзеконьский (Dziekoński) раскладывал фотографии по альбому и даже бесплатно не хотел меня взять. Ввиду этого [он добавляет с иронией] я женился» [6, с. 27].

(Budownictwo stanęło. Na próżno chodziłem po znanych pracowniach – na deskach nie było nic. Dziekoński układał fotografie w albumie i nawet darmo nie chciał mnie przyjąć. Wobec tego [dodaje z przekąsem] się ożeniłem).

Избранницей его стала Ядвига Тушковна (Jadwiga Tuszkówna, 1869–1946). Свадьба состоялась 12 ноября 1904 года. У пары родились сын Станислав (1910) и дочь Марта (1907). Муж Марты – архитектор Януш Краусс (Janusz Krauss) стал партнёром Лисецкого по профессии. Через несколько месяцев он нашёл работу в архитектурном бюро **Хуго Кудера (Hugo Kuder, 1866–1931)**⁶, где, по его собственным словам, приобрёл множество практических навыков. Через год он уехал в Полесье, в местечко Теребежов (Terebieżów) у реки Горынь, где руководил строительством дворца по проекту Кудера для Цезария Олеши-младшего (Cezary Olesza junior) [6, с. 27].

Впоследствии заказчик обратился к Лисецкому с просьбой создать новый проект, однако на основе уже заложенных фундаментов. Этот проект стал первой значительной самостоятельной работой архитектора. Трудно точно установить, в какой степени окончательный вид здания был результатом авторства Лисецкого, а в какой – модификацией проекта Кудера. Форма здания с множеством башенок, эркеров и декоративных фасадов в неоготическом стиле (см. рис. 1) больше напоминает работы Кудера, чем характерные для позднего творчества Лисецкого решения.

Возможно, год, проведённый в мастерской Кудера, повлиял на архитектурный язык начинающего архитектора. Кроме того, строительство дворца в Теребежове пришлось на период доминирования неоготики, которая в условиях Российской империи несла отчётливо проевропейский смысл и символизировала возрождение Польши во времена Казимира Великого [9, с. 91].

Начало самостоятельной практики и общественная деятельность

Большинство проектов Лисецкого той поры нам неизвестны. Однако дневниковые записи архитектора свидетельствуют, что заказы от семьи и друзей заказчика после завершения дворца в Теребежове обеспечивали ему заработок вплоть до начала Великой войны [6, с. 33]. За год до её начала он составил чертёж, а затем и проект реконструкции костёла в Заторах (Zatory), выполненный в духе **национального романтизма (styl narodowego romantyzmu)**⁹. Храм с выразительной башней высотой более 30 метров был разрушен в результате обстрела в июле–августе 1915 года. Параллельно с частной архитектурной практикой¹⁰ Лисецкий активно участвовал в деятельности профессиональных сообществ. В 1908 году он вступил в Кружок архитекторов при Варшавском обществе техников (Koło Architektów przy Stowarzyszeniu Techników w Warszawie) [11, с. 291].

Уже в 1911 году на специальном собрании Ассоциации домовладельцев Варшавы он выступил с докладом о гигиене жилой застройки, демонстрируя отличное знание европейских строительных норм, касающихся света и вентиляции в домах, возводимых на узких участках¹¹. В том же году он вошёл в состав комитета по организации **строительного съезда (zjazd budowlany)**¹². В 1913 году от имени архитектурного кружка он принимал участие в комиссии по реконструкции театра "Розмаитоści" в Варшаве¹³. Также он был членом жюри архитектурных конкурсов¹⁴ и комитета защиты архитекторов, обвинённых по делу об отделке фасадов (1915)¹⁵. Он сам удостоился первой премии в конкурсе на расширение здания Варшавского общества техников (1913)¹⁶. В 1914 году вошёл в комиссию по подготовке **Выставки польской архитектуры "Деревня и город" (Wystawa Architektury Polskiej "Wieś i Miasto")**¹⁷.

Консервационная деятельность

Благодаря архивным материалам мы можем значительно подробнее рассмотреть участие Юлиана Лисецкого в сфере охраны памятников. Его имя впервые появляется в профессиональной прессе в 1909 году в отчёте о заседании **Общества охраны памятников старины (Towarzystwo Opieki nad Zabytkami Przeszłości, далее — ТОЗП)**¹⁸. Уже в следующем году он вновь упоминается как член и участник заседаний Общества¹⁹.

С февраля 1910 года по июнь 1912 года он занимал пост секретаря Архитектурного отдела ТОЗП (sekretarz Wydziału Architektonicznego) [12, с. 26]²⁰. В этот период он имел возможность тесно сотрудничать с председателем Юзефом Дзеконьским (Józef Dziekoński, 1844–1927) и его заместителем Владиславом Маркони (Władysław Marconi, 1848–1915). В 1911 году Лисецкий, как один из шести делегатов Общества, участвовал в работе Съезда любителей отечественных памятников (Zjazd Miłośników Ojczystych Zabytków) [12, с. 19]. Будучи членом Общества в категории так называемых членов-протекторов (członek protektor), он принимал активное участие в финансировании деятельности ТОЗП [13, §7.2; 12, с. 14, III, XIII]. Благодаря своей должности в правлении и как секретарь, он начал публиковать в прессе подписанные статьи информационного характера. Среди них — некролог вице-президента Общества Константы Войцеховского (Konstanty Wojciechowski) [14, с. 10–11] и статья «Дом Баричков на Старом городе» («Dom Baryczków na Starem Mieście») [15, с. 610–612], в которой он представил характеристики здания, историю его приобретения и ход реставрационных работ, которыми он сам руководил.

Со временем этот дом стал своего рода центром, который, по словам Лисецкого, спустя 10 лет:

«дал жизнь и подготовил людей, способных к работе в области консервации, [и в котором] сама идея охраны памятников родилась и утвердилась» [16, с. 46]. (...wydał na świat i wyszkolił ludzi zdatnych do spraw konserwatorskich [i w którym] sama idea konserwacji zabytków się narodziła i ugruntowała).

На страницах журнала «Przegląd Techniczny», в рубрике «Строительное движение и разнообразия» («Ruch budowlany i różności»), регулярно публиковались отчёты о заседаниях архитектурного отдела Общества, подписанные инициалами Лисецкого в 1910–1912 годах²¹. Среди важнейших задач Общества в области охраны памятников были осмотры исторических зданий и консультации с их владельцами, оказание рекомендаций и направление к соответствующим специалистам. Из отчётов заседаний следует, что Лисецкий неоднократно направлялся в такие поездки.

С 1910 года и до начала Первой мировой войны он инспектировал костёлы в населённых пунктах: Крочево (Kroczewo), Божево (Borzewo), Сулейов (Sulejów), Олькуш (Olkusz), Бешова (Beszowa), Зборувек (Zborówek), Хлевиска (Chlewiska), Валишев (Waliszew), Суткувка (Sutkówka), Рацлавице (Racławice), Осек (Osiek), Серпц (Sierpc), Рыпин (Rypin), Бельск (Bielsk), Стшыги (Strzygi), Брудзев (Brudzew), Бучек (Buczek), Скерневице (Skierniewice), Скомлин (Skomlin), Мокрско (Mokrsko), Кшиворжека (Krzyworzeka), Жджары (Żdżary), Пултуск (Pułtusk), Руда (Ruda). Он также обследовал деревянные костёлы в Велюньском уезде (pow. wieluński) — в Ожарове (Ożarów), Грэмбене (Grębień), Поповицах (Popowice); башню в Войцехове (Wojciechów); дворец Декертов (Dekiert) и дома по улицам Длуга (Długa) 38 и Пивна (Piwna) 47 в Варшаве; памятник в Рашине (Raszyn) и **ратушу и замок в Шидловце (Szydłowiec)**²².

По поручению Архитектурного отдела Общества, он вместе со Стефаном Шиллером (Stefan Szyller) стал делегатом в художественную комиссию на Ясной Горе (Jasna Góra), связанную с реставрацией монастырского комплекса ордена паулинов, в том числе часовни Богоматери²³. Результатом этих поездок стали серии фотографий исторических зданий (1909–1914) и коллекции инвентаризационных чертежей²⁴. Он также выступал с лекциями — как внутренними, так и публичными, в основном представляя отчёты об осмотрах памятников или обобщения о деятельности Общества за определённый период [12, с. 5, 23].

Первая мировая война и 1920 год

Последнее упоминание о Юлиане Лисецком перед войной относится к апрелю 1915 года²⁷. После этого его имя не появлялось в прессе до апреля 1919 года — в связи с делом о ликвидации Собора на Саксонской площади в Варшаве (Sobór na Placu Saskim) [17, с. 66]. С началом войны, оставшись без работы и средств к существованию, Лисецкий принял приглашение инженера Казимежа Пуцяты (Kazimierz Puciata, 1858–1927) и устроился на строительство мостов через Нарев. В течение четырёх лет он работал недалеко от линии фронта. В 1918 году вернулся в Варшаву и занялся организацией работы в Министерстве общественных работ (Ministerstwo Robót Publicznych) [18, с. 2]. С этого периода сохранилась его служебная записка о поездке в Львов вскоре после боёв 1918/1919 годов — там он оценивал уровень разрушений и потребности местного населения [19, с. 14–15]. Сам Лисецкий также участвовал в войне за восточные границы Польши в 1920 году. Об этом он писал в воспоминаниях:

«Наступил 1920 год [...] можно ли передать атмосферу, которая тогда царила? Что происходило в душе каждого порядочного человека? Разве я мог колебаться? Точно так же, как наши отцы шли на восстание — теперь нужно было идти добровольцем. Даже таким, как я, в моём возрасте — в назидание другим» [18, с. 3–4]. (Nastał rok 1920 [...] czy można oddać nastrój, który wtedy się wytworzył? Co się musiało dziać w duszy każdego prawego człowieka? Czy było wolno się wahać? Tak jak ojcowie szli do powstania — tak teraz należało iść jako ochotnik. Tacy jak ja — w moim wieku — dla przykładu).

Межвоенный период – консервация и строительство

Десятилетия между мировыми войнами стали наиболее плодотворным профессиональным периодом в жизни Юлиана Лисецкого. Он не прекратил свою деятельность в сфере охраны памятников.

Уже в 1925 году он был вице-председателем Консервационного отдела ТОЗП (Wydział Konserwatorski Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości) [20, с. 40]. В отчёте того года отмечалось:

«Почти каждый вторник в последние полгода был занят вопросами, которые отдел, под энергичным и опытным руководством декана М. Лалевича и архитектора Ю. Лисецкого, рассматривал и выносил по ним заключения. Уже само перечисление дел, находившихся в производстве отдела, является похвальным свидетельством его бдительности и преданности делу консервации» [20, с. 40].

В 1926–1928 годах он был вице-президентом Общества, в 1927 году — секретарём II Всеобщего консервационного съезда (Ogólnopolski Zjazd Konserwatorski) [21, к. 108], а в 1929 году избран в правление ТОЗП в качестве заместителя²⁹. В 1932 году вошёл в президиум Консервационного отдела вместе с Марианом Лалевичем (Marian Lalewicz) и Юзефом Лукашиком (J. Łukasik) [22, с. 257]. В том же году журнал Biuletyn Historji Sztuki i Kultury опубликовал обзор деятельности отдела за 1920–1930 годы, подготовленный Лисецким и Лалевичем [16, с. 45–52]. В 1934 году он вновь входил в состав правления ТОЗП [23, с. 393]. Однако в конце 1930-х годов его имя перестаёт появляться в отчётах Общества³⁰.

Архитектурные проекты с элементами реставрации

Деятельность Лисецкого в ТОЗП часто сочеталась с проектной практикой в области консервации. Среди таких работ:

- реконструкция костёла св. Николая в Домбье на Нере (Dąbie nad Nerem) — совместно с Оскаром Сосновским (Oskar Sosnowski) [12, с. 22]; *

- *эскиз по расширению костёла в Валишеве (Waliszewo)**²⁵;

- **проект восстановления костёла в Заторах (Zatory)**²⁶;

- реставрация и расширение костёла в Хлевисках (Chlewiska, pow. konecki), начатая до войны и реализованная после неё [12, с. 22].

Наиболее значимыми стали проекты 1922 года:

— ратуша в Шидловце (Szydłowiec) (см. рис. 2)³¹;

— расширение костёла в Хлевисках, к которому он вернулся спустя десятилетие после первого осмотра (см. рис. 3).

Его проект придал зданию характерный силуэт, вдохновлённый ренессансными и барочными щипцами, а также «соботами» — аркадами, окружавшими деревянные костёлы. Что касается разрушенного в 1915 году костёла в Заторах, то в 1920 году Лисецкий подготовил новый проект в стиле национального романтизма²⁶. Здание отличалось неоренессансными щипцами, расчленённым объёмом, выпуклыми портиками и фризами, отделанными камнем (см. рис. 4). Авторство приписывается Лисецкому; иногда указывается также Łukasz Wolski, который построил рядом временный деревянный костёл.

Восточные Кресы и Брест над Бугом

Работа Лисецкого по линии Министерства общественных работ оставила наиболее заметный след в его архитектурной карьере. Как и до Великой войны, значительная часть его проектов была реализована в Восточных Кресах (Kresy Wschodnie). Он выполнял заказы на строительство зданий в Дубно (Dubno), Малорите (Małoryta), Домачево (Domaczewo), Каменце-Литовском (Kamieniec Litewski) и Белостоке (Białystok) [26, с. 28].

Особое место занимает колония для госслужащих в Бресте над Бугом (kolonia urzędnicza w Brześciu nad Bugiem). Лисецкий разработал её генеральный план (plan sytuacyjny) (см. рис. 5) и выступал архитектором большинства зданий, а также руководителем строительных работ [5, с. 5–32].

Этот проект считается одной из наиболее известных государственных реализаций межвоенного периода. Архитектурный критик Щесны Рутковский (Szczęsny Rutkowski) писал:

„Kolonia zaprojektowana przez Juljusza [sic!] Lisieckiego [...] wyróżnia się malowniczością i ładem na tle tandetnych i podupadłych zabudowań miasta” [28, с. 132]. («Колония, спроектированная Юлиушем [sic!] Лисецким [...] выделяется своей живописностью и порядком на фоне дешёвой и обветшавшей городской застройки».)

Архитектура этих зданий находилась под влиянием национального романтизма (styl narodowego romantyzmu) и была идейно связана с подходами к охране наследия. Как писал Анджей Кадлучка (Andrzej Kadłuczka), в таких случаях речь шла:

„nie tyle o ochronę istniejących zabytków, co o ochronę polskiego krajobrazu, wobec przewidywanej bliskiej odbudowy i modernizacji kraju” [9, с. 91]. («не столько о сохранении существующих памятников, сколько об охране польского ландшафта в условиях ожидаемой масштабной модернизации страны».)

В 1924 году Лисецкий также разработал проекты двух трёхклассных начальных школ в Барщево (Barszczewo)и Щитниках (Szczytniki) — обе в Брестском повете, Полесского воеводства (см. рис. 6 и рис. 7).

Реконструкция сакральной архитектуры

В Бресте Лисецкий также вёл консервационную работу, в частности — руководил адаптацией бывшей русской гарнизонной церкви в католический костёл. Он выполнил этот проект бесплатно, придавая делу символическое значение [29, с. 72]. Речь шла о здании, построенном в царский период на месте разрушенного августинского костёла, который ранее считался «старейшим символом католической веры в Бресте» [29, с. 72]. Как подчеркивалось, первоначальная форма церкви была неприемлема в освободившейся стране, поскольку являлась знаком господства Российской империи [30, с. 110–111]. В результате реконструкции, длившейся с 1924 по 1928 год (включая участие офицеров местного гарнизона), здание получило модернизированные формы необарокко, с характерным ступенчатым щипцом с завитками (wolutami) (см. рис. 8). Кроме так называемого «августинского костёла», в профессиональной прессе упоминались ещё два исторических здания в Бресте, адаптированных по проекту Лисецкого для нужд армии [2, с. 319]:

1. Бывший иезуитский монастырь и костёл XVII века (dawny klasztor i kościół jezuitów z XVII w.), перестроенные русскими под административное здание Брестской крепости, серьёзно повреждённые в 1915–1919 гг. После войны восстановлены и переоборудованы в комендатуру IX корпуса (Dowództwo Okręgu Korpusu Nr IX) (1924–1926) [31, с. 36] (см. рис. 9).

2. Монастырь бернардинцев (Bernardyni) (1653), перестроенный в районный госпиталь для солдат IX корпуса.

Государственная служба и военные проекты

Как инспектор Строительного отдела Министерства военных дел (Ministerstwo Spraw Wojskowych), Юлиан Лисецкий активно участвовал в инвестициях **Фонда военного жилья (Fundusz Kwaterunku Wojskowego, FKW)**³³. Одним из крупнейших проектов, выполненных в рамках Фонда, стало строительство Регионального госпиталя им. маршала Юзефа Пилсудского (Szpital Okręgowy im. Marszałka Józefa Piłsudskiego) в Варшаве³⁴. Здание было спроектировано в 1936 году Лисецким в соавторстве с его зятем Янушем Крауссом (Janusz Krauss, 1906–1982) и завершено уже после Второй мировой войны. Также по проекту Лисецкого был реализован многоквартирный дом для колонии госслужащих в Белостоке (Białystok), в составе комплекса зданий Корпуса охраны пограничья в Молодечно (Mołodeczno) [1, с. 234] (см. рис. 10). Результатом его службы в министерстве стала и статья в юбилейном номере журнала «Architektura i Budownictwo», подводящая итоги 15 лет военного строительства в независимой Польше [34]. Архитектурные конкурсы и участие в профессиональных объединениях Юлиан Лисецкий неоднократно участвовал в архитектурных конкурсах, часто в сотрудничестве с другими архитекторами: с Витольдом Чечоттом (Witold Czeczott, 1895–1943): — 4-е место в конкурсе на **Дом народный в Лодзи (Dom Ludowy w Łodzi, 1926)**³⁵, — 2-е место — универмаг в Лодзи (dom towarowy), — награда за проект рабочей колонии на 12 семей, представленный на выставке «Жильё и город» [35, с. 35]; с Янушем Крауссом (с 1933 года): — 6-е место в конкурсе на **таможню в Гдыне (Urząd Celny w Gdyni)**³⁷, — 2-е место — **городской санаторий в Скотниках (Skotniki)**³⁸, — скупленные проекты малого типового дома (1933) и госпиталя в Лодзи (1935)³⁹,⁴⁰. Лисецкий был также активен как публицист и участник архитектурной среды: входил в редакционный комитет и издательскую кооперативу журнала «Architektura i Budownictwo»(1932–1935)⁴¹,⁴²; член Группы архитекторов (Grupa Architektów). Смерть и наследие Юлиан Лисецкий погиб 16 января 1945 года во время авианалёта в Жирардове (Żyrardów). Его жена Ядвига умерла через год — 19 января 1946. Они похоронены в Скерневицах (Skierniewice). Примечание: в некоторых интернет-источниках ошибочно указывается 1944 год смерти. Заключение Благодаря тщательному изучению архивов, профессиональных журналов и мемуаров, авторке удалось восстановить цельный образ Лисецкого, показать широту его деятельности — от консервации до проектирования, от общественной работы до участия в строительстве новой Польши. „Wciąż jednak wiele realizacji z terenów Kresów Wschodnich pozostaje nieznanych” («Тем не менее, о многих проектах на территории Восточных Кресов мы до сих пор знаем недостаточно»).

 

Список источников

[1] Dolistowska M., W poszukiwaniu tożsamości miasta. Architektura i urbanistyka Białegostoku w latach 1795–1939, Uniwersytet w Białymstoku, Białystok 2018.

[2] Król A., Budowle zabytkowe w wojsku, “Architektura i Budownictwo” 1933, nr 10–12, s. 302–320.

[3] Aftanazy R., Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej, t. 2, Ossolineum, Wrocław 1993.

[4] Czajczyc I., Architekt Julian Lisiecki, “Echa Polesia” 2019, nr 2(62), s. 35–38.

[5] Pszczółkowski M., Architektura Brześcia nad Bugiem w latach II Rzeczypospolitej, “Kwartalnik Architektury i Urbanistyki” 2014, t. 59, z. 3, s. 5–32.

[6] Lisiecki J., Kronika z czasów mojej młodości, Warszawa 1944 [maszynopis w: archiwum S. Lisieckiego].

[7] Jakubów R., Pierwsze dziesięciolecie Szkoły Technicznej Wawelberga i Rotwanda (1895–1905), “Rozprawy z Dziejów Oświaty” 1991, t. 34, s. 75–92.

[8] Wawrzeniecki M., Konserwacyja zabytków budownictwa, “Przegląd Techniczny” 1908, nr 1, s. 15–18.

[9] Kadłuczka A., Village and town in independent Poland and 100 years later, “Wiadomości Konserwatorskie – Journal of Heritage Conservation” 2018, nr 56, s. 88–97, doi: 10.17425/WK56INDEPENDENT.

[10] Katalog zabytków sztuki w Polsce, t. 10, Dawne województwo warszawskie, z. 20, Pułtusk i okolice, A. Galicka, D. Kaczmarzyk, M. Kałamajska-Saeed (oprac.), Instytut Sztuki PAN, Warszawa 1999.

[11] Ze Stowarzyszenia Techników w Warszawie, “Przegląd Techniczny” 1909, nr 24, s. 290–292.

[12] Sprawozdanie zarządu Towarzystwa opieki nad zabytkami przeszłości 1911, Wł. Łazarski, Warszawa 1912.

[13] Ustawa Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości, Warszawa 1907, oai:mbc.cyfrowemazowsze.pl:35168.

[14] Lisiecki J., Ś.P. Konstanty Wojciechowski, “Architekt” 1911, nr 1, s. 10–11.

[15] Lisiecki J., Dom Baryczków na Starem Mieście, “Przegląd Techniczny” 1911, nr 47, s. 610–612.

[16] Lalewicz M., Lisiecki J., Wydział Konserwatorski Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości. Okres 1920–1930, “Biuletyn Historji Sztuki i Kultury” 1932, nr 1, s. 45–52.

[17] Sprawozdanie Koła Architektów, “Przegląd Techniczny” 1919, nr 13–16, s. 66.

[18] Lisiecki J., Rok 1920, Warszawa 1944 [maszynopis w: archiwum S. Lisieckiego].

[19] Ministerstwo Robót Publicznych, Relacji delegata Ministerstwa J. Lisieckiego, [maszynopis w: Archiwum Akt Nowych, sygn. 2/8/0/3.1/III 5707.19].

[20] Towarzystwo Opieki Nad Zabytkami Przeszłości, “Architektura i Budownictwo” 1925, nr 3, s. 40.

[21] Zbiór Korotyńskich [maszynopis w: Archiwum Państwowe w Warszawie, sygn. 72/201/0/17/367].

[22] Dwudziestopięciolecie działalności Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości w Warszawie. 1906–1932, “Biuletyn Historji Sztuki i Kultury” 1933, nr 4, s. 241–260.

[23] Sprawozdanie Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości za rok 1934, “Biuletyn Historji Sztuki i Kultury” 1935, nr 4, s. 392–398.

[24] Towarzystwo Opieki nad Zabytkami Przeszłości w Warszawie [maszynopis w: Archiwum Akt Nowych, sygn. 2/1881/0/-/1].

[25] Budowa domów dla urzędników państwowych w województwach wschodnich, Ministerstwo Robót Publicznych, Warszawa 1925.

[26] Budowa pomieszczeń dla Korpusu Ochrony Pogranicza i domów dla urzędników państwowych w województwach wschodnich, z. 2, Ministerstwo Robót Publicznych, Warszawa 1925.

[27] A.S.B. [Szyszko-Bohusz A.], Kronika, “Architekt” 1925, nr 2.

[28] Rutkowski S., Domy dla urzędników i pomieszczenia dla Korpusu Ochrony Pogranicza w województwach wschodnich, “Sztuki Piękne” 1925/1926, nr 3, s. 132–133.

[29] Korpus Poleski [jednodniówka], W. Wierzbicki, B. Skarżyński, J. Waszczuk (red.), D.O.K IX [Dowództwo Okręgu Korpusu Nr IX], Brześć 1928.

[30] Zgliński M., Kościół garnizonowy p.w. Św. Kazimierza Królewicza w Brześciu, [w:] M. Zgliński (red.), Kościoły i klasztory rzymskokatolickie województwa brzeskolitewskiego, t. 1, Międzynarodowe Centrum Kultury, Kraków 2013, s. 106–119.

[31] Zgliński M., Zarys dziejów i urbanistyki Brześcia, [w:] M. Zgliński (red.), Kościoły i klasztory rzymskokatolickie województwa brzeskolitewskiego, t. 1, Międzynarodowe Centrum Kultury, Kraków 2013, s. 17–68. [32] Domy mieszkalne Funduszu Kwaterunku Wojskowego. Sprawozdanie 1927–1930, Fundusz Kwaterunku Wojskowego, Warszawa 1930.

[33] Domy mieszkalne Funduszu Kwaterunku Wojskowego. Sprawozdanie 1930–1933, Fundusz Kwaterunku Wojskowego, Warszawa 1934.

[34] Lisiecki J., Koszary, stajnie, ujeżdżalnie i budynki gospodarcze, “Architektura i Budownictwo” 1933, nr 10–12, s. 368–378.

[35] Raniecki A., Dział mieszkaniowy wystawy “Mieszkanie i Miasto”, “Architektura i Budownictwo” 1926, nr 6, s. 35. Иллюстрации (по материалам статьи): План колонии госслужащих в Бресте – стр. 8, AAN, sygn. 2/9/0/5.5/I 2419 Проекты школ в Барщево и Щитниках – стр. 9, AAN, sygn. 2/9/0/5.5/I 2367 и 3352 Гарнизонная церковь св. Казимира после реконструкции – стр. 10, Polona, Poczt. 12242 Проект реконструкции монастыря иезуитов – стр. 10, ZPZAP WA PW, Ref. 09892 Источник оригинала: Tejszerska, Anna, Julian Lisiecki (1881–1945) – architect and restorer, in: Architectus, 2024, 2(78), s. 2–12. Dostęp: https://www.architectus.pwr.edu.pl/files/numery/78_01.pdf Перевод и публикация: Перевод: [Имя переводчика, по желанию] Сайт: www.breastheritage.by Дата размещения: [указать] Poniżej — wersja danych bibliograficznych po polsku: Tłumaczenie i adaptacja fragmentu artykułu: Tejszerska, Anna, Julian Lisiecki (1881–1945) – architekt i konserwator, Architectus, 2024, nr 2(78), s. 2–12. Tłumaczenie: [tłumacz] Publikacja: www.breastheritage.by   
https://www.architectus.pwr.edu.pl/files/numery/78_01.pdf

Другие материалы Библиотеки