Может ли Брестская крепость попасть в список ЮНЕСКО?

Автор текста: Наталья Зданевич 20.12.2021
Фонд развития Брестской крепости пытался разобраться в этом вопросе в 2015, когда крепость перестала значиться в предварительном списке Всемирного наследия на сайте ООН unesco.org. Мы узнали причины исключения и пообщались с Национальной комиссией ЮНЕСКО и Министерством культуры Беларуси.

Фонд развития Брестской крепости попытался разобраться в этом вопросе в 2015 году, когда крепость перестала значиться в предварительном списке Всемирного наследия на официальном сайте Организации Объединенных наций unesco.org. Мы узнали причины исключения и пообщались с Национальной комиссией ЮНЕСКО и Министерством культуры Беларуси. Учитывая приведенные аргументы институций, мы каждый год следили за изменениями в крепости и фиксировали узкие моменты из-за которых объект мог бы потерять шанс оказаться в списке, а также обращали внимание экспертов на особенности в управлении и предъявлении наследия. Фонд считает своей непосредственной целью прикладывать возможные усилия для содействия сохранению наследия крепости. С 2015 года мы искали возможность возобновить статус объекта и выступали с инициативой объединить компетентные усилия, принять участие в подготовке досье, соответствующего конвенции и приоритетам ЮНЕСКО. 

Почему крепость исключили из предварительного списка?

Заместитель ответственного секретаря Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Беларуси в качестве ответов на наши вопросы выделил 2 важных момента: 

  1. Компетентным органом по всем вопросам формирования национального досье объектов и потенциальных претендентов на включение в список ЮНЕСКО, а также назначением ответственных организаций является Министерство культуры Беларуси. Без их непосредственного участия наследие страны не может войти в список или быть исключенным.

  2. Не поддерживаются объекты, связанные с войной, поскольку в Уставе ЮНЕСКО — Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — указывается, что «… мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Именно ЮНЕСКО выдвинула идею культуры мира, которая впервые получила международное признание в 1989 году на конференции в Ямусукро (Япония). Также не включаются объекты, связанные с трагедиями, обусловленные антропогенными или природными факторами. В ходе разговора выяснилось, что основной причиной исключения стало восприятие крепости исключительно как памятника войны 1941 года, представители комиссии из подготовленного ранее досье не имели комплексного представления о крепости как историко-культурном памятнике XIX века с историей средневекового города.  

Отдельно мы просили прокомментировать ситуацию о статусе объекта в Управлении по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси. Из официального письма следовало:

  1. В связи с поручением Президент РБ от 18.07.2013 №10/158 Министерством культуры, совместно с Минским горисполкомом проведена оптимизация предварительного списка для включения объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  2. Также было рекомендовано не рассматривать крепость как отдельный объект, а в связке в с другими крепостями XVIII-XIX в. в Европе, с выявлением в каждой отличительных особенностей. По мнению Министерства культуры такое комплексное предложение обусловлено предпочтением, которое отдается трансграничным объектам перед национальными.

В случае подготовки досье на трансграничный комплекс объектов каждая страна должна была бы сделать такой же объем работы как Фонд развития Брестской крепости — инвентаризировать историко-культурное наследие и определить степень его сохранности, предложить концепцию будущего каждой из крепостей, поднять волну публичных обсуждений, сделать аналитическую экспертизу в кругу профессиональной среды и ответить на вопрос «что можно или нельзя делать с этим населением?», а также выявить и четко сформулировать аргументы и европейскую повестку. Это работа на долгосрочную перспективу, но крепость требует внимания сегодня.

По мнению команды Фонда предыдущая попытка на включение крепости в список Всемирного наследия ЮНЕСКО не удалась (или была заморожена) по причине неправильно выбранной стратегии продвижения. Брестская крепость сама по себе является отдельным культурным феноменом и ресурсом для страны — это часть сложившейся коллективной памяти горожан, ее ландшафт хранит в себе исторический город, потенциальные уровни развития могут включать как экологические, так и социальные концепции. А исключение крепости из предварительного списка кандидатов приближает риски лишиться целостности места, нарушить исторический баланс, не имея четких охранных обязательств и международных требований. Подготовка и проведение 1000-летия города также не учитывала действий по включению крепости и наследия Бреста в более глобальные повестки, хотя вопрос неоднократно поднимался. 

Кто может повлиять на ситуацию?

Фонд рассматривает крепость как ресурс для развития сообщества. Ведь выбор объектов для бережного сохранения должно делать именно внимание сообщества, его активность, участие в жизни и будущем наследия. 

Мы обращаем внимание на мировые тенденции в деле заботы о наследии, где человек ставится в центр дискуссий. К примеру рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества (Council of Europe Framework Convention on the Value of Cultural Heritage for Society) или Конвенция Фару основана на идее, что знание и использование культурного наследия является неотъемлемой частью права каждого человека на участие в культурной жизни общества, провозглашенного во Всеобщей декларации прав человека. Здесь наследие тоже понимается как ресурс для развития человека, укрепления межкультурного диалога и сохранения культурного разнообразия. Цель Конвенция Фару — привлечь международное внимание к культурному наследию как «к широкой и междисциплинарной концепции, в центр которой необходимо поставить людей и человеческие ценности». Поэтому все проекты Фонда ориентированы на участие горожан, как конструктивной инициативы снизу, только люди и их выбор могут определить что для них важно. Через наши проекты мы хотим давать слово каждому, в ком проявляется интерес к наследию и готовность включаться в публичные обсуждения.

Вот какие шаги уже были предприняты еще до кризисного периода в мире и государстве в 2020-2021 годы. Беларусь ратифицировала пять конвенций ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и поддержания культурного разнообразия и два протокола к ним: 

  • Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта – в 1957 г. (11-й среди всех стран),

  • Первый протокол к Гаагской конвенции – в 1957 г. (9-й), 

  • Второй протокол к Гаагской конвенции – в 2000 г. (3-й), 

  • Конвенцию о запрещении и предупреждении незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности – в 1988 г. (59-й), 

  • Конвенцию всемирного наследия – в 1988 г. (103-й), Конвенцию нематериального наследия – в 2005 г. (10-й), 

  • Конвенцию о разнообразии форм культурного самовыражения – в 2006 г. (10-й).

Являясь инициаторами и участниками множества публичных обсуждений, семинаров, конференций, за все время деятельности Фонда не было замечено каких-либо упоминаний и отсылок к перечисленным документам. Это вопрос от том, насколько применимы эти документы на практике в контексте локального примера, способны ли они привести к позитивным изменениям завтра. 

Пока в Беларуси нет практики выработки собственных стратегий или ориентированной работы на местные сообщества. Чаще объектами памяти становятся те, которые выбрало государство в своих целях (экономических, идеологических, политических, национальных и др.). Почему об этом важно говорить сегодня? Потому что любые ценности должны быть вне политической и идеологической конъюнктуры, как это часто бывает в странах Восточной Европы.  

 

Фонд считает, что комплекс наследия Брестской крепости все еще имеет все шансы попасть в список ЮНЕСКО. Для этого нужна согласованность в работе всех сторон – государственных институций для контроля за соблюдением охранных обязательств и предотвращения уничтожения исторического ландшафта, собственников объектов для бережного отношения при эксплуатации зданий, ремонте и реставрации, заинтересованных экспертов для создания качественного досье, менеджеров культуры для выработки стратегии продвижения и городского сообщества для участия на всех уровнях в качестве основной целевой аудитории. 

Разработка номинации объекта для включения в Список всемирного наследия требует времени и усилий. На практике на подготовку номинации обычно уходит как минимум два года работы – а иногда и много лет. Надлежащая подготовка и организация данного процесса помогут свести требуемое время и усилия к минимуму. И наоборот, недостаток подготовки часто увеличивает необходимое время и умножает прилагаемые усилия. Вначале страна с опорой на критерии ЮНЕСКО подготавливает перечень объектов, которые, по её мнению, представляют мировую ценность, и включает их в предварительный список. Объект не может быть номинирован, если он не значится в предварительном списке.

В отдельной статье раздела Библиотека мы подробно рассказываем как технически включить объект в Список всемирного наследия на базе руководства Центра всемирного наследия ЮНЕСКО о подготовке портфолио объекта. 

Фото: Олег Подищук.

Список используемой литературы:

Охрана культурного наследия на международном уровне : пособие / М. А. Михайлец. – Минск : БГУ, 2017. – 231 с. ISBN 978-985-566-495-7.

Культурное наследие в глобальном мире. Р. Чепайтене  – Вильнюс : ЕГУ, 2010. – 298 с. ISBN 978-9955-773-33-7.

Методический сборник: Подготовка номинации объектов Всемирного культурного наследия. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО. 2011. 

Другие материалы Библиотеки