#АрхКрепость: будущее Тереспольского укрепления в масштабах дипломного проекта

28.09.2021 Вероника Шепетунко
Мы рады тому, что наши исследования побуждают студентов погрузиться в сложную историю крепости и предложить свой взгляд на ее развитие. Данный материал – это дипломный проект брестчанки Вероники Шепетунко, студентки Лодзинского технологического университета (факультет архитектуры).

Работа подготовлена в 2019-2020 гг. на основе материалов инвентаризации Фонда развития Брестской крепости.

Концептуальный проект адаптации пограничного острова Тереспольского укрепления для культурных и образовательных целей международного масштаба. Проект касается самой неизученной части Брестской крепости – Тереспольского укрепления. Цель проекта – познакомиться с историческим контекстом памятника истории и архитектуры, его современными проблемами и адаптировать его к актуальным потребностям города и его жителей.

Автор заявляет, что концептуальный проект призван изменить представление крепости как исключительно о памятнике войны и стать открытой платформой для проектов на международном уровне. Новый облик крепости возможен благодаря комплексному проекту развития инфраструктуры для посетителей разных возрастов и интересов. На основе изучения местности и анализа исторического контекста территории был подготовлен проект по использованию потенциала территории на основе истории старого города. Крепость предстанет не как символом вооруженных конфликтов и победы над фашизмом, а как открытая городская площадка, территоя мира. 

Проектное исследование не предполагает менять существующую архитектуру. Его цель – создать новый слой форм и функций, который подчеркнет архитектуру фортификационного наследия, адаптированную к современной жизни. Тереспольское укрепление рассматривается в проекте как территория, предназначенная для проведения международных и местных мероприятий любого масштаба, связанных культурной и событийной жизнью. Здесь спроектированы места для больших концертов в специальном зале и на открытом воздухе. Строения не имеют строго определенного назначения: в общественном многофункциональном пространстве можно организовывать выставки, семинары, лекции или дискуссионные панели. Запланированы открытые кинопоказы, театральные представления, интерактивные игры, вечер классической и эстрадной музыки. 
В соответствии с историческими условиями (раскопки старого города на берегу реки Буг) и характером территории, в природной зоне у реки спроектирован временный жилой комплекс для гостей и жителей. Таким образом, автор воссоздает утраченную жилую функцию и развивает идею старого города с собственной экономикой и торговлей. 

Фонд развития Брестской крепости идет навстречу ответственной архитектуре будущего и готов предоставлять материалы и наработки по теме крепости Брест-Литовск. Создавая книги и базу данных, мы рассчитываем, что эти архивные знания будут побуждать исследователей к новым темам, реставраторов – к улучшению качества реставрационных проектов, музейщиков – к созданию новых экспозиций, а архитекторов – к новым прогрессивным идеям.  

Далее приводим финальный проект дипломной работы (рабочий язык – польский).

 

 

Другие референсы проекта:

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Фонда развития Брестской крепости.

_______________________________________________________________________

Другие новости проекта

  • Как возник Брест больше 1000 лет назад?

    Как возник Брест больше 1000 лет назад? Рассказываем о трех легендах из далекого прошлого. В основе сюжета истории возникновения Берестья (ист. название города Бреста) через ранние упоминания о городе – из старых публикаций, местного фольклора и устной истории.

  • #БРЕСТВПРОЕКТАХ: Трансграничный веломаршрут с приложением «VeloFort»

    10 достопримечательностей ХIХ-XX в. на территории 2-х стран в мобильном приложении.

  • Может ли Брестская крепость попасть в список ЮНЕСКО?

    Фонд развития Брестской крепости пытался разобраться в этом вопросе в 2015, когда крепость перестала значиться в предварительном списке Всемирного наследия на сайте ООН unesco.org. Мы узнали причины исключения и пообщались с Национальной комиссией ЮНЕСКО и Министерством культуры Беларуси.