Бригитский мост
Железобетонный мост через правый судоходный рукав реки Мухавец спроектирован в 1908 году и возведен при начальнике инженеров генерал-майоре В. Г. Макарове, по проекту и под наблюдением военного инженера капитана И. О. Белинского на месте деревянного моста в 1911-1913 годах. Работы проводились технической конторой инженера О. О. Микляшевского.
Через правый рукав реки Мухавец мост соединял Цитадель с западной частью Кобринского укрепления и обеспечивал пропуск небольших судов, проходящих по Днепро-Бугской системе, связывавшей Балтийское и Черное море. Бригитский мост, именно с таким названием в проектируемых документах проходит описание конструкции, которое связано с расположенными в непосредственной близости зданием бывшего Бригитского монастыря и одноименной артиллерийской батареи.
Мост длинной 25.96 метров, представлял собой смешанную конструкцию, в которой центральная часть была подъемной. Металлические пилоны, вдоль которых перемещалось подъемное пролетное строение, закреплены на железобетонных опорах, высотой 7 метров. Они в свою очередь опирались на деревянные сваи. Подъемная часть моста приводилась в движение двумя механизмами, расположенными по обеим сторонам пролетного строения. Привести систему в действие и поднять пролетную часть, имевшую массу свыше 3 тонн, могли два человека, находясь на мосту и вращая рукоятки приводов подъемных механизмов.
В 1915 году отступающая по фронту русская армия сожгли крепость и город Брест-Литовск. Сгорел и Бригитский мост. Был выведен из строя подъемный механизм. По некоторым данным деревянные сходы и настил пролетного строения, были восстановлены во время кайзеровской оккупации в 1915 - 1918 г.г.
В период межвоенной Польши мост хоть и утратил свою подъемную функцию, однако на нем был восстановлен настил и сделаны сходы. Он продолжал действовать. По соседству, в части оборонительной казармы и бывшем здании Арсенала, располагался 6-й саперный батальон войска Польского, входивший в состав 9-го саперного полка.
Мост использовался по назначению вплоть до начал боевых действий в сентябре 1939 года. В период подготовки крепости к оборонительным действиям, как одна из препятствующих мер к проникновению в Цитадель, сходы со стороны Кобринского укрепления и деревянный настил пролетного строения были разобраны.
С 1939 по 1941 годы, мост использовался охранными подразделениями отдельного конвойного батальона войск НКВД.
В послевоенное время у моста был срезан один металлический пилон. В период создания Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», мост не реконструировали.
Сегодня Бригитский мост - это вековой памятник военного мостостроения и единственно сохранившийся в Беларуси вертикально-подъемный мост, имевший ручной привод. Доступен для осмотра с берега.
