Эти питейные заведения с продажей спиртных напитков, как правило, можно найти на пересечении дорог и вблизи поселений. Иногда рядом был постоялый двор. Это же название может означать и тип небольшого поселения, сложившегося вокруг "росстаней" (перекрестков транспортных путей), в обязательном порядке с питейным заведением.
Данный план Бреста и окрестностей 1837 года получен из польского Архива исторических документов (ARCHIWUM GŁÓWNE AKT DAWNYCH). Он показывает где именно стояли “бары” в старом Бресте, который посещало множество гостей и торговцев.
Указы о назначении воевод обычно сопровождались разрешением держать в городе корчму "для кормления". К началу XX века этот тип поселений начал исчезать, трансформировавшись в хутор или поселок.
Беларуские этнографы сполна исследовали такие явления как корчма, издано множество книг и опубликовано очерков с подробным описанием подобного социального места, его бытовой жизнью и даже особенностями интерьера.
Владислав Сырокомля (Уладзіслаў Сыракомля; беларуский поэт и этнограф) утверждал, что в беларуских корчмах путешественник легко допрашивался только трех предметов:
водки, водки и водки!
При этом, по мнению Сырокомли, который сам был частым посетителем таких мест, “овес и сено для лошадей относятся к предметам роскоши, о еде для путников и об отдельной комнате для ночлега и спрашивать не надо”.
Павлу Шпилевскому (этнографу) на его пути с приличными корчмами повезло больше. Например, однажды, трактирщик предложил желающим вино, кофе, а также пожарских котлет, пинских вьюнов и знаменитых маринатов (маринованная и фаршированная рыба).
К. Кукевич. Корчма в предместье. 1830-е гг.
Источники:
Рогач Л. “Размяшчэнне, архітэктурная планіроўка, унутранае абсталяванне і начынне кормаў у Беларусі ў другой палове XVIII – пачатку XX ст”
Сыракомля У. “Вандроўкі па маіх былых ваколіцах: Успаміны, даследванні гісторыі і звычаяў”
Шпилевский П.М. «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю»
ARCHIWUM GŁÓWNE AKT DAWNYCH; Plan Brześcia Litewskiego i okolic (1837)