Форт «Ж»
Форт построен по проекту капитана И.О. Белинского в 1911—1915 годах и принадлежал к Волынскому инженерному отделу Брест-Литовской крепости. Находится примерно в пяти километрах на юго-восток от Брестской крепости, около фольварка Дубинники, сбоку от автодороги «Брест-Ковель».
Форт имел мощнейшие железобетонные казематы, покрытые почти шестиметровым слоем земли, соединённые с головным треугольным капониром потреной. Капонир фланкировал широкий ров-канал, наполненный водой. Перед каналом проходил бетонированный контрэскарп, оснащенный стрелковыми позициями и окруженный мощным покатым гласисом. В центральной части форта возвышался 15-метровый вал, в котором находились казематы, убежища, потерны. В горже форта располагалась двухэтажная казарма, оснащенная фланкирующими приспособлениями и двухэтажный промежуточный капонир, имевший ступенчатую форму. Форт «Ж» был сложным в инженерном отношении сооружением, оснащенным системой вентиляции, артезианскими колодцами и санитарным оборудованием. Он мог противостоять любым существовавшим тогда типам артиллерии. Несколько позднее на нем были установлены закрытые гнезда для дальномеров и пулеметных установок. Горжевой ров защищался посредством двухметрового палисада, а вся местность вокруг форта была окружена проволочными заграждениями. Сообщение с крепостью осуществлялось при помощи почтовых голубей, позже в форте был установлен телефон.
В 1915 г., при отступлении русских, ультрасовременное на тот момент сооружение было истолчено в бетонную крошку. После окончания советско-польской войны поляки вывозили бетонные обломки с форта для укладки Ковельского шоссе.
Во время ВОВ немцы вторично подорвали форт. Во время оккупации 1941-1944 гг. он стал местом массовых расстрелов фашистами жителей Бреста, прежде всего, семей военнослужащих. На краю форта в 1987 г. установлен мемориальный памятник, представляющий собой рассеченный свод, обвитый колючей проволокой. Надпись на памятнике: "Место массового расстрела мирных советских граждан немецко-фашистскими захватчиками в 1941—1944 годах".
От укрепления сохранились обводной ров, левый сквозник потерны горжевой казармы (частично засыпан землей), часть фундамента и стены центральной потерны, тыльная часть стены головного капонира, часть коридора горжевой казармы (заполнен водой).
