Бригитский мост

Железобетонный мост через правый судоходный рукав реки Мухавец спроектирован в 1908 году и возведен при начальнике инженеров генерал-майоре В. Г. Макарове, по проекту и под наблюдением военного инженера капитана И. О. Белинского на месте деревянного моста в 1911-1913 годах. Работы проводились технической конторой инженера О. О. Микляшевского.

Через правый рукав реки Мухавец мост соединял Цитадель с западной частью Кобринского укрепления и обеспечивал пропуск небольших судов, проходящих по Днепро-Бугской системе, связывавшей Балтийское и Черное море. Бригитский мост, именно с таким названием в проектируемых документах проходит описание конструкции, которое связано с расположенными в непосредственной близости зданием бывшего Бригитского монастыря и одноименной артиллерийской батареи.

Мост длинной 25.96 метров, представлял собой смешанную конструкцию, в которой центральная часть была подъемной. Металлические пилоны, вдоль которых перемещалось подъемное пролетное строение, закреплены на железобетонных опорах, высотой 7 метров. Они в свою очередь опирались на деревянные сваи. Подъемная часть моста приводилась в движение двумя механизмами, расположенными по обеим сторонам пролетного строения. Привести систему в действие и поднять пролетную часть, имевшую массу свыше 3 тонн, могли два человека, находясь на мосту и вращая рукоятки приводов подъемных механизмов.

В 1915 году отступающая по фронту русская армия сожгли крепость и город Брест-Литовск. Сгорел и Бригитский мост. Был выведен из строя подъемный механизм. По некоторым данным деревянные сходы и настил пролетного строения, были восстановлены во время кайзеровской оккупации в 1915 - 1918 г.г. 

В период межвоенной Польши мост хоть и утратил свою подъемную функцию, однако на нем был восстановлен настил и сделаны сходы. Он продолжал действовать. По соседству, в части оборонительной казармы и бывшем здании Арсенала, располагался 6-й саперный батальон войска Польского, входивший в состав 9-го саперного полка.

Мост использовался по назначению вплоть до начал боевых действий в сентябре 1939 года. В период подготовки крепости к оборонительным действиям, как одна из препятствующих мер к проникновению в Цитадель, сходы со стороны Кобринского укрепления и деревянный настил пролетного строения были разобраны.

С 1939 по 1941 годы, мост использовался охранными подразделениями отдельного конвойного батальона войск НКВД.

В послевоенное время у моста был срезан один металлический пилон. В период создания Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», мост не реконструировали.

Сегодня Бригитский мост - это вековой памятник военного мостостроения и единственно сохранившийся в Беларуси вертикально-подъемный мост, имевший ручной привод. Доступен для осмотра с берега.

Статус объекта: 
Плохое состояние
Собственник: 
Бесхозный
Адрес: 
Брестская крепость, Кобринское укрепление
Период: 
Российская Империя (Царский)
Год: 
1911-1913 г.
Территория: 
Республика Беларусь
Фотогалерея (Авторизуйтесь, чтобы просмотреть больше фото): 
Бригитский мост. Фото: Р. Чмель, 2016 г.
Бригитский мост. Фото: Р. Чмель, 2016 г.
Исторические документы (Авторизуйтесь, чтобы посмотреть больше): 
Документ: 
Описание исторического документа: 
Аэрофотосъемка крепости. 1915 г.
Аэрофотосъемка крепости. 1915 г.