Рассказываем как технически включить объект в Список всемирного наследия

Автор текста: Наталья Зданевич 20.12.2021
Разработка номинации объекта для включения в Список всемирного наследия требует времени и усилий. На практике на подготовку номинации обычно уходит как минимум два года работы – а иногда и много лет.

Надлежащая подготовка и организация данного процесса помогут свести требуемое время и усилия к минимуму. И наоборот, недостаток подготовки часто увеличивает необходимое время и умножает прилагаемые усилия. Разработка номинации объекта для включения в Список всемирного наследия требует времени и усилий. На практике на подготовку номинации обычно уходит как минимум два года работы – а иногда и много лет. Надлежащая подготовка и организация данного процесса помогут свести требуемое время и усилия к минимуму. И наоборот, недостаток подготовки часто увеличивает необходимое время и умножает прилагаемые усилия.

С момента принятия в 1972 г. Конвенции о всемирном наследии Список всемирного наследия непрерывно развивался и неизменно продолжает увеличиваться. Параллельно с увеличением Списка, у государств – сторон Конвенции возникла острая потребность в получении рекомендаций в отношении выполнения Конвенции. Различные совещания экспертов и результаты периодической отчетности позволили выявить потребность в более целенаправленном обучении и наращивании потенциала в конкретных областях, в которых государствам – сторонам Конвенции и управляющим объектами всемирного наследия требуется больше поддержки. Разработка серии информационных руководств по тематике всемирного наследия представляет собой реакцию на указанную потребность. Мы сделали выжимку из общего руководства Центра всемирного наследия ЮНЕСКО о подготовке портфолио объекта. Также делаем акценты на местах, где гражданский сектор и городские сообщества играют непосредственную роль. Мы считаем, что заинтересованное в сохранении наследия сообщество должно иметь общее передставление о процессе подготовки объекта и понимать свое место в этом механизме.

Вначале страна с опорой на критерии ЮНЕСКО подготавливает перечень объектов, которые, по её мнению, представляют мировую ценность, и включает их в предварительный список. Объект не может быть номинирован, если он не значится в предварительном списке.

Для успешного прохождения номинации объекта на включение в Список всемирного наследия, необходима тщательная подготовка. А подготовить номинацию можно различными способами, и нет универсального «рецепта успеха» или рекомендаций по предпочтительному методу работы. Здесь представляем рекомендации направленные на учитывание базовых принципов и советов, которые помогут государствам – сторонам Конвенции при выборе метода работы.

Важно учитывать какая уже существует информация об объекте и как она поможет в подготовке номинации. В отношении объекта необходимо провести работу по сведению воедино всего материала, который часто хранится в разных местах – в случае объектов культурного наследия, такие источники информации будут включать устную историю, опубликованные археологические свидетельства, историю сохранения, туристические сведения, градостроительные нормы и так далее. Для большинства объектов обычно требуется провести некоторые исследования – или в силу того, что ранее они не осуществлялись, или в целях дополнения, или обновления имеющихся сведений. В случае Брестской крепости, примером служат сведенные знания Фондом из ряда институций (музеи Бреста, БТИ, российские военные архивы и др.) большого проекта по инвентаризации крепости Брест-Литовск. 

В качестве предварительных действий до составления номинации целесообразно собрать все известные данные и оценить, требуется ли осуществить дополнительную работу в отношении:

исследований: достаточно ли имеющихся данных по проведенным ранее исследованиям, связанным с номинацией, или необходимо получить больше информации для определения ценностей, понимания глобального и культурного контекста истории и признаков объекта?

  • перечней: какие перечни, в которых зафиксирован объект, существуют, и какую дальнейшую работу необходимо провести для дополнения или обновления таковых?
  • документации: учитывая различные категории информации, необходимые для номинации, стоит понять какую документацию можно включить в номинацию, а какая требуется дополнительно?
  • анализа заинтересованных сторон: кто должен участвовать в подготовке номинации, включая тех лиц, которые живут на территории объекта или непосредственно связаны с ним? Какова социальная, экономическая и политическая ситуация на объекте сегодня?

Существуют случаи, когда Комитет всемирного наследия откладывает номинации или направляет их на доработку по причине недостаточности исследовательских данных в поддержку номинации. 

2. Создание команды по подготовке номинации

Для подготовки номинации объекта на включение в Список всемирного наследия, рекомендуется использовать командный подход, учитывая сложность задачи, широкий спектр заинтересованных сторон, а также диапазон требуемых знаний и опыта, особенно важна работа группами пользователей как краеведы, экологи, туристы, исследователи и др. Национальные комитеты ИКОМОС также полезны как источник информации в отношении номинаций объектов культурного наследия. Состав команды должен быть гибким с учетом возможного появления новых интересов. Участие местного населения в процессе подготовки номинации также является принципиально важным фактором, дающим возможность разделить с государством – стороной Конвенции ответственность за сохранение объекта, гарантирующим информирование местных жителей о надлежащем использовании объекта, а также обеспечивающим, чтобы ситуация на месте, касающаяся вопросов восприятия и использования ресурсов, встретила понимание.

Главные рекомендации по созданию команды от Центра всемирного наследия ЮНЕСКО:

  • составьте список ключевых участников или заинтересованных сторон (например, собственник/ управляющий объектом, государство – сторона Конвенции, национальные ведомства по вопросам наследия, местные органы власти, местные сообщества, коренное население, туроператоры, университеты и эксперты;

  • убедитесь в том, что состав участников команды и диапазон их знаний и опыта отражает спектр ценностей номинируемого объекта, в идеале – включает экспертов с определенным пониманием объекта в международном контексте, а также предполагает возможность использования ресурсов от сетей специалистов для получения расширенных консультаций;

  • обеспечьте гибкость состава команды с учетом возможного появления новых интересов; тем не менее, предпочтительнее сохранять одного и того же человека на посту редактора;

  • рассмотрите возможность создания небольшой основной команды для непосредственной работы над номинацией, а также большой группы для поддержки этой работы; 

  • убедитесь в том, что в команде налажено четкое руководство, подобран оптимальный состав, работа сконцентрирована на поставленной задаче, и существует четкий и реалистичный план работ с контрольными событиями. 

  • важно подчеркнуть потребность в реалистичном плане работ: номинация, подготовленная в сжатые сроки, вряд ли будет успешной и, скорее всего, столкнется с проблемами в процессе проведения оценки.

Контрольный перечень: важные навыки в точки зрения участия в команде по подготовке номинации

Способность проанализировать и понять информацию по другим объектам, включенным в Список всемирного наследия и обладающим сопоставимой ценностью, а также понять и оценить подготовленные ранее отчеты и решения Комитета всемирного наследия и его Консультативных органов. 

Способность:

- свести воедино и понять информацию о номинируемом объекте и его ценности, включая научные данные;

- управлять участием в работе команды со стороны ученых, экспертов и местных заинтересованных сторон;

- проанализировать, понять и оценить ценности других объектов, сопоставимых с номинируемым, на глобальном уровне;

- различать существенные и несущественные факторы при определении наиболее значительных ценностей объекта;

- зафиксировать полученные выводы в лаконичных и точных формулировках, обоснованных понятной информацией;

- испытать выводы и ценности, приписываемые объекту, чтобы удостовериться в том, что формулировки точны и хорошо обоснованы.

Учитывая те рабочие языки, которые используются в рамках Конвенции, может потребоваться квалифицированный переводчик для осуществления перевода номинации, а также обеспечения качества и точности представленной информации и аргументов.

Специалисты с навыками в области планирования управленческой деятельности, реализации и представления должны быть включены в основную команду, чтобы связать подготовку номинации и управление объектом, а также составить описание плана или системы управления, которое станет частью номинации.

Ресурсы. Для команды по подготовке номинации и самого процесса потребуются достаточные ресурсы и финансирование. В самом начале следует рассчитать необходимый уровень обеспеченности, а также выявить источники и подтвердить их возможность поступления.

Наиболее важные источники финансирования, с большой вероятностью, будут располагаться на территории государства – стороны Конвенции, однако для объектов и стран, отвечающих установленным критериям, может существовать возможность получения помощи из Фонда всемирного наследия. Можно также обратиться за содействием к конкретным заинтересованным сторонам и спонсорам. Для некоторых номинаций может быть важна роль неправительственных организаций с точки зрения как финансирования, так и кадровых ресурсов. 

Возможные функции команды после включения объекта в Список всемирного наследия

Представление номинации и последующее включение в Список всемирного наследия – это еще не конец процесса, поэтому целесообразно рассмотреть и возможные функции, которые команда могла бы выполнять в долгосрочных перспективах: охраны, сохранения, управления и мониторинга объекта. Объекты всемирного наследия могут считаться успешными в долгосрочной перспективе, если осуществляется их эффективная поддержка и интеграция в более широкие социальные и государственные структуры. Процесс подготовки номинации – подходящее время для того, чтобы определить и внедрить такие поддерживающие механизмы, если они еще не используются. Подход, подразумевающий постоянное использование команды для охраны, сохранения и управления объектом, может стать одним из таких механизмов.

Участие местного населения и прочих заинтересованных сторон

В Руководстве по выполнению Конвенции несколько раз подчеркивается необходимость в поощрении местного населения и прочих заинтересованных сторон к участию в решении общих вопросов всемирного наследия, и особо такое участие упоминается в контексте подготовки. Такие участники могут включать владельцев объектов, управляющих объектами, местные и региональные органы власти, местные сообщества, неправительственные организации и другие заинтересованные стороны.

Существует много причин для использования такого подхода, в частности, это необходимость сформировать общее понимание номинируемого объекта и разделить ответственность за его будущее. Успешное интегрированное управление невозможно обеспечить без участия заинтересованных сторон.

Такое участие должно стать приоритетом с самого начала процесса и сохранять этот статус на всем протяжении подготовки номинации. Участие заинтересованных сторон следует сохранить и после представления номинации как часть непрерывного управления объектом.

Неоднократно упоминается разбивка процесса подготовки номинации на этапы. Для многих объектов целесообразно рассматривать подготовку номинации в качестве, как минимум, двухэтапного процесса, который следует через некоторое время за подготовкой Предварительного списка. Первый этап направлен на то, чтобы:

  • выявить потенциальную выдающуюся универсальную ценность, присущую объекту;

  • обеспечить ее обоснование посредством проведения сравнительного анализа; 

  • и убедиться в том, что на объекте обеспечивается достаточный уровень охраны, сохранения и управления.

3. Определение и понимание объекта

Всестороннее понимание объекта имеет принципиальное значение для разработки успешной номинации.

Потенциальная выдающаяся универсальная ценность, признаки и границы объекта

Как отмечено выше, в качестве предварительных действий до составления номинации целесообразно собрать все известные данные и имеющиеся документы и оценить, требуется ли осуществить дополнительную работу в отношении: исследований, перечней, документации, анализа заинтересованных сторон.

Четкое понимание выдающейся универсальной ценности объекта имеет принципиальную важность.

Основополагающая часть досье номинации демонстрирует, почему объект следует рассматривать как обладающий потенциальной выдающейся универсальной ценностью. В идеале аргументы в этом отношении излагаются при включении объекта в Предварительный список (см. Руководство по выполнению Конвенции, II.C). Тем не менее, часто данный аспект прорабатывается более подробно на начальном этапе составления номинации. Можно представить следующую обобщенную схему такой работы:

Выдающаяся универсальная ценность составляет причину того, почему объект считается достаточно значительным, чтобы обосновать его включение в Список всемирного наследия. Выдающаяся универсальная ценность лежит в основе всей Конвенции о всемирном наследии.

Выдающаяся универсальная ценность – это ценность, согласованная Комитетом всемирного наследия как отражающая причины, в силу которых объект рассматривается в качестве имеющего международное значение – здесь речь не идет о национальной или местной значимости.

Безусловно, пока потенциальная выдающаяся универсальная ценность не будет установлена и обоснована, невозможно подготовить другие части номинации, в которых представляется:

  • определение границ, которые должны охватывать весь спектр признаков, выражающих потенциальную универсальную выдающуюся ценность; 

  • четкое понимание процессов охраны, сохранения, управления и популяризации признаков, выражающих потенциальную универсальную выдающуюся ценность.

Процесс выявления и определения ценностей представляет собой сочетание знаний и методологии. Как правило, целесообразно с самого начала структурировать этот процесс, чтобы обнаружить, по мере возможности, все ценности объекта с целью установления тех из них, которые могут составить основу для номинирования объекта на включение в Список всемирного наследия.

Определенные таким образом ценности в конечном итоге излагаются в виде краткого текста, который составит часть Формулировки выдающейся универсальной ценности для номинации. Такой текст должен представлять собой краткое резюме, в котором описывается:

  • материальное воплощение объекта и то, из чего он состоит – словесная картина для тех, кто не знаком с объектом, его характер, а также, в особенности для объектов культурного наследия, его значение и «истории», связанные с ним; 

  • почему объект может считаться имеющим выдающуюся универсальную ценность; 

  • резюме по признакам, выражающим потенциальную универсальную выдающуюся ценность объекта.

Таким образом, данное резюме включает в себя полное обоснование для номинирования и предлагаемого внесения объекта в Список всемирного наследия.

По окончания процесса номинирования, в том случае, если объект будет включен в Список, этот короткий отрывок может быть использован ЮНЕСКО на сайте Центра всемирного наследия в качестве описания, которое позволит посетителям сайта понять, что представляет собой объект, а также почему он имеет важное значение.

Неспособность убедительно доказать наличие потенциальной выдающейся универсальной ценности является одной из основных причин, по которым номинации не проходят. Вот пример:

  • отсутствие разумного баланса в описании значимости (или, в случае объекта культурного наследия, его «истории» или «изложении фактов), чтобы оно было не слишком обширным, и его можно было четко определить (например, история независимости или воспоминание), и не слишком узким (например, конкретный тип замка или особый вид геологического явления, или ценность одного из конкретных видов);

  • тенденция представлять выдающуюся универсальную ценность в виде перечня качеств, собранных в объекте, без определения какой-либо общей значимости; обоснование предлагаемого включения объекта в Список с точки зрения только национальных или региональных интересов;

  • общие доводы, приводимые в поддержку объекта, например, «пересечение культур», «уникальный объект», без представления подробного обоснования того, почему объект удовлетворяет одному или более из критериев всемирного наследия. Уникальность не приравнивается автоматически к выдающейся универсальной ценности; 

  • идея о том, что представление свидетельств всех периодов, начиная с Каменного века и до наших дней, непременно дополнит демонстрацию выдающейся универсальной ценности объекта культурного наследия; 

  • отсутствие сравнительного анализа, проведенного в соответствующем глобальном / геокультурном контексте.

То есть факты не заменят хорошие аргументы.

Далее нужно выявить признаки и свойства. Объекты всемирного наследия представляют собой места, выражающие их выдающуюся универсальную ценность. Это может быть связано с известными событиями, лицами или произведениями искусства, литературы, науки или музыки. После этого следует проверка потенциальной выдающейся универсальной ценности с точки зрения критериев всемирного наследия и определение подходящих критериев. Здесь должна быть показана четкая и логичная связь между Формулировкой выдающейся универсальной ценности и выбором критериев. Если такая связь неочевидна, это может указывать на то, что выбраны критерии, не подходящие для объекта, и этот аспект необходимо пересмотреть.

Следующий этап оценка подлинности. Подлинность подразумевает связь между признаками и потенциальной выдающейся универсальной ценностью. Эту связь необходимо достоверно продемонстрировать таким образом, чтобы признаки в полной мере выражали ценность объекта.

Нарская конференция, проведенная в 1994 г., четко определила направление движения: Наша способность к осознанию ценностей отчасти зависит от источников информации об этих ценностях, их правдивости и достоверности (Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, 1994 г., стр. 94).

В Руководстве по выполнению Конвенции указано, что «объекты могут быть признаны удовлетворяющими условиям подлинности, если их культурная ценность (признанная согласно предложенным номинационным критериям) правдиво и достоверно выражена через разнообразие признаков» (пункт 82).

Руководство по выполнению Конвенции предлагает рассматривать следующие типы признаков в качестве выражающих выдающуюся универсальную ценность:

  • форма и замысел;

  • материалы и вещества;

  • использование и функции;

  • традиции, методы и системы управления; местоположение и окружение;

  • язык и другие формы нематериального наследия; 

  • духовное и физическое восприятие.

 

Оценка целостности является необходимым элементом объектов как природного, так и культурного наследия.

Целостность представляет собой меру полноты или нетронутости признаков, выражающих выдающуюся универсальную ценность. 

Ключевыми словами в данном определении являются «единство», «нетронутость» и «отсутствие угроз». Эти слова можно понять следующим образом:

  • Единство: объект включает все необходимые признаки.

  • Нетронутость: все необходимые признаки все еще существуют – ни одни из них не был утерян, в значительной степени поврежден или разрушен. 

  • Отсутствие угроз: ни одному из признаков не угрожает развитие хозяйственной деятельности, ухудшение состояния или заброшенность (на что в случае с Брестской крепостью стоит обратить внимание сегодня).

Сравнительный анализ. Его целью является, во-первых, установление того, что в Списке всемирного наследия есть место для включения туда номинируемого объекта, и, во-вторых, демонстрация того, что сопоставимые объекты с аналогичными ценностями, которые могут быть номинированы в будущем, отсутствуют в данной геокультурной области (объекты культурного наследия) или в глобальном масштабе. Настоятельно рекомендуется выполнить независимую оценку сравнительного анализа с привлечением международных экспертов. После этого подготовить Формулировки выдающейся универсальной ценности. При этом следует подготовить проект Формулировки выдающейся универсальной ценности до начала работы над остальной частью номинации. Активно пересматривайте проект Формулировки ВУЦ на протяжении всего процесса.

Формулировка выдающейся универсальной ценности должна быть представлена в следующем формате (максимум 2 страницы A4, см. Приложение 10 к Руководству о выполнении Конвенции):

  • Краткое резюме: Резюме по фактической информации (из чего состоит объект, его географический и исторический контекст, максимум 150 слов) и Резюме по свойствам (максимум 150 слов);

  • Обоснование критериев (ценности и признаки, выражающие такие критерии, и объяснение, почему объект удовлетворяет каждому из заявленных критериев, максимум 200 слов по каждому критерию);

  • Заявление о целостности (для всех объектов) по состоянию на дату подготовки номинации / включения в Список (способ, которым можно обосновать существование и нахождение всех признаков или свойств объекта, выражающих его выдающуюся универсальную ценность, на территории объекта, максимум 200 слов);

  • Заявление о подлинности (для объектов, номинированных на основании критериев i - vi) по состоянию на дату подготовки номинации / включения в Список (достоверно ли признаки, передающие выдающуюся универсальную ценность объекта, отражают его ценность, максимум 200 слов);

  • Требования к охране и управлению, необходимые для поддержания потенциальной выдающейся универсальной ценности объекта (насколько меры по охране и управлению, как системы, так и планы, являются продуманными с точки зрения обеспечения охраны и управления объектом на том уровне, который позволяет сохранить его потенциальную выдающуюся универсальную ценность) (охрана и управление объектом описаны на страницах 164-169); структура охраны и управления в целом, (до 200 слов); также к требованиям относятся конкретные долгосрочные ожидания – ключевые вопросы, требующие внимания в долгосрочной перспективе (например, защита от ключевых угрожающих факторов, поддержание функциональных возможностей и финансирования, сохранение поддержки сообщества, до 150 слов).

Делее следует установление обоснованных границ, охватывающих все элементы потенциальной выдающейся универсальной ценности. Буферная зона без организованной охраны или официального признания является неэффективной.

Кроме объекта и его буферной зоны, большую важность может представлять рассмотрение окружающей их территории – широкого окружения объекта и управление. Для некоторых объектов широкое окружение представляет собой территорию, которая может иметь важное значение для визуальных характеристик или признаков объекта.

4. Написание и подготовка файла номинации

Как только будет разработана Формулировка выдающейся универсальной ценности, определены продуманные и обоснованные границы объекта, введены в действие меры по охране, сохранению и управлению, а также получена поддержка номинации от ключевых заинтересованных сторон, начинается второй этап, включающий подготовку досье номинации. Принципиально важно, чтобы номинация была понятной и согласованной с точки зрения ее цели, информации, аргументов и выводов. Привлечение эксперта к написанию номинации может рассматриваться как самый быстрый и простой способ добиться включения объекта в Список всемирного наследия. Такой подход может сработать, если эксперт понимает концепцию всемирного наследия и сам объект, однако для разработки хорошей номинации это не является необходимым требованием. Все разделы номинации должны иметь отношение к ВУЦ.

Все тонкости о требованиях и форматах также можно изучить на сайте Юнеско.

5. Процесс проведения оценки 

Процесс проведения оценки начинается после представления досье номинации с приложением всех необходимых копий документов. Он включает много этапов на разных уровнях. 

Первый этап – это проверка досье на полноту, которую проводит Центр всемирного наследия. Если досье признается неполным, оно не передается Консультативным органам для проведения оценки и должно быть дополнено для представления в следующем году или позднее.

Если номинация признается полной, она передается Консультативным органам для проведения оценки. В рамках данного процесса Консультативные органы оценят, обладает ли номинируемый объект потенциальной выдающейся универсальной ценностью, соответствует ли условиям целостности и/или подлинности и удовлетворяет ли требованиям к охране и управлению. Более подробная информация о процедурах оценки ИКОМОС и МСОП представлена в Приложении 6 к Руководству по выполнению Конвенции, а также изложена далее в настоящем руководстве.

После проведения оценки Консультативными органами, но до рассмотрения номинации Комитетом всемирного наследия Консультативные органы могут задать вопросы государству – стороне Конвенции или запросить у него информацию в срок до 31 января того года, в котором номинация будет рассмотрена Комитетом всемирного наследия (Руководство по выполнению Конвенции, пункт 149).

Для рассмотрения такой информации Консультативными органами ее необходимо представить в срок до 28 февраля. Формально Руководство по выполнению Конвенции не допускает рассмотрения Консультативными органами любой информации, поступившей после указанной даты.

До проведения заседания Комитета государства – стороны Конвенции также имеют возможность обратиться к Председателю Комитета с указанием на фактические ошибки, обнаруженные в оценочных заключениях Консультативных органов (Руководство по выполнению Конвенции, пункт 150).

Важно, чтобы государства – стороны Конвенции информировали Центр всемирного наследия о любых изменениях, воздействующих на номинируемый объект, которые происходят в период проведения оценки. Данная информация может оказать значительное влияние на результат такой оценки.

Комитет всемирного наследия принимает решение о включении или невключении объекта в Список всемирного наследия. При принятии такого решения Комитет учитывает рекомендацию, полученную от соответствующего Консультативного органа(-ов).

Процедура оценки МСОП

При проведении технической оценки номинаций МСОП (Международный союз охраны природы) полагается на Руководство по выполнению Конвенции. Процесс проведения оценки осуществляется в течение года с момента получения МСОП номинаций в апреле и до представления МСОП оценочного заключения в Центр всемирного наследия в мае следующего года. Процесс включает следующие этапы:

1. Сбор данных. Составляется стандартный перечень данных по объекту с использованием номинации, базы данных охраняемых территорий и прочих доступных справочных материалов.

2. Независимый анализ. Номинация отправляется на рассмотрение независимым экспертам, хорошо осведомленным об объекте и его природных ценностях, в том числе – членам Всемирной комиссии по охраняемым территориям (WCPA), специализированных Комиссий и научных сетей МСОП или неправительственных организаций, работающих в соответствующем регионе (обычно в течение года в таких проверках принимают участие 100-150 внешних экспертов).

3. Проверка на месте. Миссия, состоящая из одного или более экспертов МСОП и внешних экспертов, оценивает номинируемый объект на месте и обсуждает данную номинацию с соответствующими национальными и местными органами власти, местными сообществами, неправительственными организациями и прочими заинтересованными сторонами. Миссии обычно проводятся в период с мая по ноябрь. В случае объектов смешанного наследия и некоторых культурных ландшафтов такие миссии проводятся совместно с ИКОМОС.

4. Рассмотрение Группой экспертов по вопросам всемирного наследия МСОП. Группа экспертов по вопросам всемирного наследия МСОП проводит совещание, посвященное анализу номинаций, по крайней мере, раз в год, как правило, в декабре, в штаб-квартире МСОП в Швейцарии. Группа экспертов тщательно изучает досье номинаций, отчеты о проведении миссий на объекте, комментарии внешних экспертов-рецензентов, перечень данных по объектам и другие справочные материалы, а затем предоставляет техническую консультацию для МСОП, а также рекомендации по каждой отдельной номинации. Окончательный вариант оценочного заключения передается в Центр всемирного наследия в мае для распространения среди членов Комитета всемирного наследия

5. Окончательные рекомендации. МСОП представляет результаты и рекомендации, разработанные в рамках процедуры оценки, с приложением соответствующих изображений и карт, Комитету всемирного наследия на его ежегодной сессии в июне или июле, а также отвечает на любые возникшие вопросы. Комитет всемирного наследия принимает окончательное решение в отношении включения объекта в Список всемирного наследия.

Наконец, публикация порядка двадцати справочных томов об охраняемых территориях мира силами МСОП, ЮНЕП, ЮНЕП-ВЦМП и некоторых других издателей помогает в процессе проведения оценки. Такие тома включают:

 

  • Анализ систем охраняемых территорий в Африке, Азии и Океании, (Reviews of Protected Area Systems in Africa, Asia and Oceania,);
  • Четырехтомный справочник Охраняемые территории мира (a four volume directory of Protected Areas of the World);
  • Шеститомная серия Атлас глобального биоразнообразия (a six volume Global Biodiversity Atlas series);
  • Трехтомный справочник Центры разнообразия растений (a three volume directory Centres of Plant Diversity);
  • Трехтомный справочник Коралловые рифы мира (a three-volume directory of Coral Reefs of the World); и
  • Четырехтомный сборник Глобальная представительная система морских охраняемых зон (a four volume synthesis A Global Representative System of Marine Protected Areas).

Все эти документы в совокупности создают системные обзоры, которые позволяют сравнивать важность сохранения охраняемых территорий по всему миру.

Процедура оценки ИКОМОС

При проведении оценки номинаций, касающихся объектов культурного наследия, ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) полагается на Руководство по выполнению Конвенции (см. пункт Ошибка! Источник ссылки не найден.).

Процесс оценки на схеме включает консультации с широким кругом экспертов, представленных членами ИКОМОС и его Национальных и Международных комитетов, а также многими другими сетевыми организациями специалистов, с которыми он связан. Члены ИКОМОС также направляются на объект для проведения конфиденциальной оценки в составе экспертных миссий. По результатам проведения таких расширенных консультаций готовятся подробные рекомендации, которые представляются на рассмотрение Комитета всемирного наследия на его ежегодных заседаниях.

Выбор экспертов

Существует четко определенная ежегодная процедура представления объектов для внесения в Список всемирного наследия. После того, как новые номинации будут проверены с точки зрения полноты Центром всемирного наследия ЮНЕСКО, досье номинаций передаются в ИКОМОС, где они обрабатываются секретариатом всемирного наследия ИКОМОС. В первую очередь происходит выбор экспертов, с которыми будут проводиться консультации. Процесс выбора подразумевает формирование двух отдельных групп. Первая группа – это эксперты, которые могут предоставить консультацию в отношении выдающейся универсальной ценности номинированного объекта. По существу, это «библиотечная» работа для ученых- специалистов, к которой иногда могут привлекаться лица, не являющиеся членами ИКОМОС, в тех случаях, когда специалисты соответствующей квалификации по той или иной конкретной теме отсутствуют среди членов ИКОМОС: примером служит эпизодическое номинирование мест, где располагались стоянки древнего человека, когда требуются услуги палеонтологов.

Вторую группу экспертов представляют те, кто имеет практический опыт в области управления, сохранения и определения подлинности отдельных объектов, и от таких лиц требуется участвовать в экспертных миссиях на объектах. В процессе отбора таких экспертов сеть ИКОМОС используется в полном объеме. Требуются консультации международных научных комитетов и отдельных членов таковых, а также рекомендации специализированных организаций, с которым ИКОМОС имеет партнерские соглашения, например, Международный комитет по сохранению индустриального наследия (МКСИН), Международная ассоциация ландшафтных архитекторов (ИФЛА) и Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения (DoCoMoMo).

Миссии, работающие на объектах

При отборе экспертов в миссии для проведения оценки на объекте политика ИКОМОС заключается в том, чтобы во всех возможных случаях выбирать какое-либо лицо из того региона, в котором находится номинируемый объект. От таких экспертов требуется иметь опыт в области управления и сохранения объектов наследия: они не обязательно должны быть учеными-специалистами по данному типу объектов. Ожидается, что они будут способны беседовать с управляющими объектами на равных, с профессиональной точки зрения, и производить объективную оценку планов управления, практики сохранения, работы с посетителями и т.п. С такими экспертами проводится подробный инструктаж, который включает передачу копий документов с существенной информацией из досье номинаций. Даты и программы их посещений согласовываются в процессе консультаций с государствами – сторонами Конвенции, от которых требуется обеспечить, чтобы оценочные миссии ИКОМОС не привлекали излишнего внимания со стороны средств массовой информации. Эксперты ИКОМОС представляют свои отчеты о практических аспектах, касающихся соответствующих объектов, в Исполнительный комитет на условиях конфиденциальности, и преждевременная публичность может привести к затруднениям для ИКОМОС, соответствующего государства – стороны Конвенции и Комитета всемирного наследия.

Группа экспертов по вопросам всемирного наследия

Два отчета (культурная оценка и отчет о проведении миссии на объекте), которые появляются по результатам проведения этих консультаций, принимаются секретариатом ИКОМОС в Париже, и на их основании готовится проект оценочного заключения. Он содержит краткое описание и историю объекта, обобщенные сведения о его охране на законодательной основе, об управлении и состоянии сохранности, комментарии по указанным аспектам, а также проекты рекомендаций для Комитета всемирного наследия. Проекты оценочных заключений затем представляются на двух- или трехдневном совещании Группы экспертов по вопросам всемирного наследия ИКОМОС. Такая Группа экспертов включает членов Исполнительного комитета, которые приезжают со всех континентов и обладают широким спектром навыков и превосходной квалификацией. Члены Исполнительного комитета дополняются экспертами в области некоторых категорий наследия, фигурирующих в ежегодном списке номинаций, которые не представлены в Комитете. В зависимости от характеристик полученных номинаций, ИКОМОС также может пригласить представителей МКСИН и Docomomo присоединиться к Группе экспертов.

Группа экспертов работает на условиях конфиденциальности, согласно соответствующей Политике ИКОМОС (доступен на веб-сайте ИКОМОС). Каждый номинированный объект является темой 10-15-минутной иллюстрированной презентации представителя ИКОМОС, за которой следует обсуждение. После объективного и всестороннего изучения номинаций готовятся коллективные рекомендации ИКОМОС, а оценочные заключения пересматриваются и распечатываются для передачи в Комитет всемирного наследия.

Список используемой литературы:

Методический сборник: Подготовка номинации объектов Всемирного культурного наследия. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО. 2011. 

«Подготовка номинаций объектов всемирного наследия (Второе издание, 2011 г.)» Опубликовано в ноябре 2011 г. Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Бэдмен, Т., Бомхард Б. и Дингуол, П., 2008 г. Номинации объектов природного наследия для включения в Список всемирного наследия: информационное руководство для практиков (Badman, T., Bomhard, B. and Dingwall, P. 2008. World Heritage Nominations for Natural Properties: A Resource Manual for Practitioners), Гланд, Швейцария, МСОП.

http://whc.unesco.org/en/series/ (английский язык).

Фото: Олег Полищук, интернет.

Другие материалы Библиотеки